Газета "Призыв" №6З
11 апреля 2002, четверг

Рубрика "Своя колея"

Художник Виктор Беляев.
"Поможем Западу искусcтвом!"

      Бандиты отстали от художников, застолбивших площадку у Золотых ворот под самую свободную во Владимире выставку-продажу, давно. Всякий "наезжающий" может целыми днями контролировать процесс под названием "Налетай-торопись, покупай живопись!" и в конце концов осознать, сколько же на самом деле нищие живописцы и керамисты наживают богатств на своих талантах. С чиновниками сложнее. Недавно опять приходили и всех напрягли. То ли им кассовых аппаратов у Козлова вала не хватает, то ли налоговых отчислений на покупку лопат к очередному суботнику. Или арендной платы за 10 квадратных метров скверного асфальта.

      А между тем старейшина "панели" Виктор Беляев уже 10 с лишним лет каждый день здесь. Его пейзажи висят в квартирах сотен владимирцев и отсюда они разъезжаются по всему миру в багаже иностранных туристов. Беляев сам по себе уже достопримечательность.

Личное дело.

      Виктор Беляев родился 22 июня 1963 года в г.Николаеве. Служил стрелком-радистом в морской авиации. Учился в Московском художественно-техническом училище и работал на рыбном заводе. Потом отправился во Владимир вплотную изучать лаковую миниатюру в училище №15. Самый "богемный" период - работа художником- оформителем в кинотеатре "Мир". Сейчас он - "арт-дилер", на его стенде у Золотых ворот его работы и работы товарищей по цеху.

"Догорай, моя картина!"

      Своё тридцатитрёхлетие Виктор (знакомые делают ударение на втором слоге его имени, так уж повелось) отметил всенародным сожжением собственных картин. Чтобы всё было культурно, приволок к валу чугунный мангал, уведомил власти и пожарных (те для порядка прислали машину). И в назначенный час, утирая пот, стал выдирать работы из рамок и предавать их огню.

      - Ты бы, мужик лучше нам отдал, - просили какие-то пэтэушники, загодя интересовавшиеся, "где тут картинки раздавать будут?" Одна гражданка пыталась спасти уже занявшийся пламенем пейзаж. Её увели.

      - Так было надо, - объяснил автор на начавшемся вскоре под холодные закуски брифинге для прессы. - Этим шагом я хочу начать совершенно новый этап творчества.

      Позже Виктор рассказал и остальное:

      - В тот период я очень увлекался всяческими "тайными знаниями" - алхимией и астрологией. Эти вещи открыто не показывают. Так вот, в те работы я заложил определённую информацию, которая должна была сработать. (А мы-то думали, зачем чудак на чисто нашенской реке нарисовал пирогу с индейцами. - Авт.) И представляешь, получилось! Нашлись люди, готовые материально поддержать нашу (в проекте участвуют и другие художники - мои друзья) несусветную затею - кругосветную выставку по местам странствий легендарного адмирала Лазарева - урождённого владимирца.

Корабли постоят и ложатся... на холст.

      Этой идее не один год. Выставочный материал накоплен и постоянно пополняется, уже состоялись вернисажи в Доме офицеров и Доме работников искусств, съездили в Санкт-Петербург Виктор Беляев считает, что в работе его есть как бы два уровня "для красоты" - то, что продаётся у Золотых ворот, и "выставочный" - главный. На его выставочных работах последнего периода "испанская тема" - яркое солнце, ослепительно белые стены домов и синее-синее море.

      На "питерском" этапе миссия "Понесём светлое искусство западным жителям!" забуксовала. Беляев, естественно, видит в этом мистические причины: "Всё дело в том, что выставка должна была попасть в Санкт-Петербург водным путём, а мы поехали на поезде! Вот уж нынешним летом повезём по водам, есть хозяин отличного катера, который в это дело ввязался, нужно только судно привести в порядок. А потом нас ждут Копенгаген, Портсмут, Канарские острова, обе Америки, Гавайи, Аляска и Австралия..."

      Кстати сказать, идея кругосветки присутствует (или уже реализуется "тонким" образом?) и на панели возле Золотых. Стенд с картинами прислонён к столбу, а на столбе - фонарь. Стало быть, выставка "вокруг света", вокруг светового источника. Такая вот игра слов.

Художественный маркетинг.

      А ежедневность даёт бесконечные поводы для другой игры, с серьёзной торговой подоплёкой. Каждый прохожий - потенциальный клиент, с ним нужно "сыграть" сделку. Тут выработалась целая наука.

      - Я уже вижу, что девушка, которая всё подряд бысто осмотрела, явно ищет подарок, для себя она бы внимательнее разглядывала, - делится секретами арт-дилера Виктор. - Процентов 80 таких уже хотят купить работу, просто не знают, какую именно, и начинают неосознанно теребить локон. Требуется срочно вступать самому и окучивать ребёнка окончательно: "Какой шедевр Вам упаковать?" Больше лёгкости, нужно вызвать улыбку и не спугнуть, многие же вообще просто стесняются цену спросить.

      Бесцеремонности тоже хватает. Работы - вот они, автор под рукой и да-авай его учить, как кисточку держать. "Да так и я запросто нарисую!" Многие выходили на панель с картинами, но мало кто задерживался: художник - человек тонкий и ранимый, у него просто нервы могут не выдержать. А купит прохожий что-нибудь или просто так любопытствует, можно определить по... ботинкам. Человек в добротной обуви - явно основательный персонаж, хоть и в старой куртке.

      Иностранцы редко что-нибудь покупают, с них на таможне дерут, как за полотна из Третьяковки. Но бывают удачные дни подходит, скажем, японец (я их от китайцев за километр отличаю), и говоришь ему: "Триста". А он вдруг и достаёт триста баксов, хотя цена, естественно, в рублях!

      Был с "новыми русскими" случай. Вываливаются абсолютно пьяные из "мерседеса" и орут: "Нарисуй нас вшестером на фоне кладбища!" А их всего-то четыре человека! Есть "деловые": "Короче, сюжет, в натуре, такой, размеры столько на столько. И чтоб по цвету с обоями совпадала!" Есть совсем уж "новые", требуют, чтоб на доске нарисовано было, а краска с яичным желтком на минералах растёрта - "как у Леонардо, на века!"

      Дамы бальзаковского возраста лирику любят. Туманчик, водичку... И никакого леса на горизонте, обязательно нужна "даль"! У неё ведь всё ещё впереди...

Расписное "колесо".

      И всё-таки на месте Беляеву спокойно не стоится. Задуман и до сих пор не брошен художнический проект "Арт-колесо" - чтобы люди "Арт-бата" (так называется неформальное объединение художников, артистов, поэтов, музыкантов и прочих творческих личностей, сгруппировавшихся у Золотых ворот), погрузившись в автобус, колесили по городам, радуя население.

      И вместе с тем хочется родных стен. В идеале это будет маленькая галерея, в которой возродится дух "квартирных выставок" восьмидесятых годов. Мне очень нравилось то время когда можно было зайти, попить чайку, пообщаться с людьми твоей группы крови," - говорит Виктор, а сам наверняка снова думает о море...

Михаил Язынин.